Любая хозяйственная деятельность юридического лица либо индивидуального предпринимателя предполагает постоянный контроль соответствия такой деятельности различным законодательным и правовым актам. Учитывая рост силы государства и его институтов власти, их желание ввести экономическую деятельность частных организаций в рамки правового поля, потребность в юридическом сопровождении любой предпринимательской деятельности приобретает острую необходимость. Все большее число предпринимателей приходят к выводу о необходимости привлечения в штат своей организации действующего юрисконсульта, для решения различных правовых вопросов. Но, не смотря на наличие большого «фронта» лиц с дипломом о высшем юридическом образовании, значительно меньшее число из них отвечают требованиям к качеству образования и приобретенным знаниям. А специалисты, которые имеют должный опыт работы и необходимый уровень квалификации, как правило, запрашивают очень высокий уровень вознаграждения, зачастую «неподъемный» для бизнеса. В этом случае, как выход для руководителя, напрашивается обращение к организации, оказывающей юридические услуги и выполняющей правовое сопровождение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Такое привлечение внешних специалистов имеет ряд преимуществ, в том числе:
- Внешний специалист не будет «просиживать» свое вознаграждение, как это может случиться у корпоративного юриста, так как он получает деньги не как заработную плату, а зарабатывает за объем выполненных работ и оказанных услуг
- Оказывая услуги в различных областях права, а так же имея возможность общения со своими коллегами, работающими в смежных областях, внешний специалист имеет более обширный правовой кругозор, и может более успешно решать правовые вопросы в различных направлениях деятельности организации
- Прозрачность работы внешнего специалиста и ответственность организации, оказывающей юридические услуги клиенту по договору, значительно снижают возможность сокрытия допущенной ошибки в деятельности внешнего специалиста
Само понятие «юридическое сопровождение бизнеса» представляется очень многогранным и многоаспектым, но для понимания его предмета мы выделяет такие его элементы, как:
Разработка и правовая экспертиза односторонних и двусторонних сделок, договоров, контрактов, соглашений и иных юридических документов клиента.
Под вышеуказанным понимается, что клиент может обратиться к организации, оказывающей юридические услуги, за консультацией и экспертизой договора с контрагентом для комплексного выявления необходимости заключения именно такого вида договора и различных правовых последствий такого заключения. А так же для разработки полноценного, отвечающего всем необходимым условиям и желаниям сторон и законодательства проект договора.
Консультирование (устное и письменное) по вопросам хозяйственной деятельности клиента, подготовка заключений по вопросам применения действующего законодательства, а так же информационно-правовое обеспечение хозяйственной деятельности клиента.
В процессе хозяйственной деятельности клиента возникают различные правовые вопросы по поведению руководителя в различных ситуациях с контрагентами, государственными органами или с физическими лицами. Данная услуга позволяет клиенту получить четкий ответ на конкретно возникшую ситуацию, позволяет избежать лишних затрат на решение данного правового вопроса, а также получить по запросу различные нормативно-правовые акты, иную справочную информацию по правовой тематике и их правовое толкование.
Формирование и ведение внутренней правовой политики организации клиента
Под основными вопросами внутренней правовой политики клиента понимаются как трудовые отношения организации с работниками, так и внутренние корпоративные отношения в организации, в частности:
- Трудовые договора с работниками организации
- Гражданско -правовые договора на оказание услуг с физическими лицами
- Различные приложения и дополнительные соглашения к ним
- Акты приема-сдачи работ и оказанных услуг
- Приказы в/по организации
- Ежегодные и внеочередные протоколы общего собрания акционеров и учредителей
- Внесения изменений в устав организации клиента
- Внесение изменений в иные учредительные документы
- Переход доли учредителей и участников организации
- Договора купли-продажи доли в организации
- Получение свидетельств и выписок из налоговых органов
Вот тот неполный перечень действий и документов, наполняющих понятие «внутренняя правовая политика организации клиента». Правильное ведение указанной политики необходимо для обеспечения соответствия деятельности клиента и его организации законодательству Российской Федерации.
Участие в переговорах при заключении односторонних и двусторонних сделок, договоров, при разрешении разногласий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договоров и иных сделок
Иногда в процессе хозяйственной деятельности организации при проведении различного рода переговоров с контрагентами, клиентами, кредиторами, должниками и иными лицами ведение достойного диалога возможно только при наличии адекватного правового ответа в дискуссии. Присутствие специалиста организации, оказывающей юридические услуги, позволит клиенту быть подготовленным к различного рода правовым провокациям со стороны оппонента, не даст ввести в заблуждение и подписать неудобную для клиента сделку или взять на себя неудобные обязательства.
Представление интересов клиента в отношениях с государственными органами исполнительной власти Российской Федерации и их подразделениями
В зависимости от направления хозяйственной деятельности организации руководителю приходиться постоянно сталкиваться с государственными органами исполнительной власти, курирующими и регулирующими направление его деятельности. Например:
- Получать лицензии и иные разрешения различного характера на реализацию своего вида деятельности
- Подавать документы подтверждающие вид деятельности
- Вести постоянную переписку с государственными органами
- Запрашивать и получать разъяснения, толкования принятые органом государственной власти различных нормативно-правовых актов
- Осуществлять иное взаимодействие с органами исполнительной власти
В данном случае только соблюдение всех правил, установленных государством, зачастую запутанных и трудноразъяснимых, в общении с государственным органом, курирующим и регулирующим конкретный вид деятельности, поможет надлежащей реализации прав клиента в направлении его хозяйственной деятельности.